Народный танец – один из древнейших видов народного искусства. О народном танце очень много написано и рассказано писателями, поэтами, музыкантами и самими исполнителями. История сохранила большое количество памятников культуры человечества, в которых присутствует народный танец. Архитектура, живопись, скульптура, литература – все они воплощали это замечательное искусство народа, рождённое вместе с ним. И пока жив народ, живёт народный танец. Каждый народный танец – это история народа. В нём отражены мудрость и героизм, радости и печали, победы и поражения, быт, нравы, традиции, глубокая вера в доброе начало, в счастливое будущее. С древних времён танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, примеры соотношения движения с музыкой. Танец жил неизолированно от народа. Он равноправный член большой семьи, где тесно были связаны песня, музыка, сказка, былина.
В рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца. Если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на небольшом расстоянии, можно заметить, что говор у жителей этих деревень несколько отличается, а на довольно большом расстоянии это уже может быть новый диалект. Также могут различаться и танцы. «Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий, народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце, у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение, отражающиеся в танце; народ климата пламенного оставил в своём народном танце ту же негу и страсть…»1
Народный танец можно подразделить на:
-
народный (фольклорный);
-
народно-характерный;
-
народно-сценический танец.
Народный танец – один из древнейших видов народного искусства. Народный танец развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец является неотъемлемой частью народных обрядов и празднеств. В Китае, Индии и других странах Востока с глубокой древности были распространены музыкально-танцевальные и пантомические ритуальные представления. Позднее танец стал частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Из народных обрядов сложились хороводы и другие обрядовые танцы. Например, цейлонский танец изображающий огонь, норвежский танец с факелами, славянские хороводы, исполняемые при плетении венков и зажигании костров.
Постепенно, отходя от обрядовых действий, народные танцы наполнились новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, обобщали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезский танец «Пенчак» (тигр), якутский танец медведя, памирский танец орла, финский танец бычка, русские танцы – журавель, гусачок, норвежский танец – петушиный бой. У народов занимавшихся земледелием возникли танцы на темы сельского труда. Например, латвийский танец жнецов, белорусский танец «Лянок», молдавский танец «Поама» (виноград), узбекский танец – шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский танец дровосеков.
С появлением ремесленного и фабричного труда возникали новые народные танцы: эстонский танец сапожников, украинский танец бондарей, немецкий танец стеклодувов, карельский – «так ткут сукно». В народном танце часто отражены народный дух, героизм и доблесть, воспроизводятся боевые сцены («пиррические» пляски древних греков, сочетавшие танцевальное искусство с фехтовальными приёмами, грузинские танцы – «Хоруми», «Берикаоба», шотландские танцы с мечами, казачьи пляски). Большое место в танцевальном творчестве занимает тема любви. В процессе эволюции появились танцы выражавшие благородство чувств, почтительное отношение к женщине. Например, грузинский танец «Картули», русская «Байновская кадриль», польский танец «Мазур».
Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приёмы соотношения координации с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других, например у венгров – падает на слабую музыкальную долю (синкопированное движение); у одних построение танцевальной фразы синхронно музыкальной, у других, например, у болгар – несинхронно; при восьми тактовой музыкальной фразе танцевальная фраза может строиться на семи или шести тактах. Танцы народов Западной Европы основываются на движении ног, а руки и корпус как бы аккомпанируют. В танцах народов Средней Азии и некоторых стран Востока основное значение уделяется движению рук и корпуса. В народном танце главенствует ритмическое начало, которое подчёркивается танцовщиком – притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам. Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики держат в руках – кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка.
Некоторые народные танцы исполняются с бытовыми аксессуарами – платками, шляпами, блюдами, пиалами, чашами, кувшинами. Многие испанские танцы могут исполняться с шалями, веерами или под аккомпанемент кастаньетов. Некоторые венгерские танцы исполняются с бутылочками и кувшинами. Итальянский танец «Тарантелла» чаще всего исполняется с тамбурином. В цыганском танце можно увидеть на исполнителях монисту или шаль, а в руках бубен. Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русского, грузинского и армянского танцев помогает длинное платье или юбка, прикрывающие ступни ног; характерное движение – отбивка по голенищу в русском и венгерском танцах обуславливается наличием жёстких сапог.
Фольклорный танец – это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя. Фольклорный танец – это танец, рожденный традициями части страны или района не предназначенный для сцены. По традиции, фольклорный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Несмотря на различия исторического характера, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Упомянутые различия иногда обусловлены географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем на танцы обитателей равнин в той же стране. Танец «Рил» американского штата Виргиния близок хороводным танцем многих других стран. Мазурка с ее характерным трехдольным музыкальным размером воплощает польский характер, в то время как полька с ее отрывистым ритмом напоминает дух чешского народного танца. Чардаш, состоящий из двух частей – медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца – соответствует общему представлению о венгерском характере, с его безотчетной тоской и бурными страстями.
Альпийская форма «Шуплаттлера», танца ухаживания, распространена в Баварских и Австрийских Альпах. Этот интересный народный танец состоит в притопывании ногами, прищелкивании каблуками и в хлопках по бедрам и коленям; кроме того, в этом танце мужчина перепрыгивает через присевшую партнершу, а та кружится под его рукой. Некоторые фольклорные танцы являются напоминанием о древних культах плодородия, в рамках которых эти танцы и возникли. Так, хоровод вокруг майского дерева приветствует пробуждение природы. Этот танец характерен для всей Европы – от Испании до Норвегии, и его истоки прослеживаются в греческих дифирамбах во время дионисийских празднеств. Танцы с мечами возникли из языческого обряда, имитирующего борьбу между зимой и летом; они связаны также с древнегреческим военным танцем. Шотландский мужской одиночный танец с мечами – один из самых известных примеров данного типа.2
В истории сценического танца элементы народного танца являются одним из первоисточников формирования бесконечного разнообразия балетных движений. На протяжении нескольких столетий народные танцы служили для классического балета запасным резервуаром; они расширяли его средства, укрепляли его корни, обновляли его формы и раскрашивали его пластический рисунок яркими и живыми красками. 3
Во многие балетные спектакли были внесены народные пляски, которые исполнялись по-другому: по выворотным позициям ног, часто встречались дотянутые стопы, ноги стали поднимать выше 60º. Этот вид хореографии впоследствии получил название народно-характерные танцы. Сначала в некоторые балеты народно-характерные танцы вносились как дивертисментная часть спектакля, позднее этот вид танца начал занимать главенствующую роль.
Так появились балетные спектакли балетмейстера «Треуголка на музыку Мануэля де Фалья, балет Михаила Фокина «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского, балет Вацлова Нижинского «Послеполуденный отдых Фавна» на музыку Клода Дебюсси, «Венгерские танцы» на музыку Иоганнеса Брамса. Многие народно-характерные танцы служат украшением классических балетных спектаклей, таких как: «Раймонда» (венгерский танец) на музыку Александра Глазунова, балет «Тарас Бульба» («Гопак») на музыку Василия Соловьёва-Седого, «Бахчисарайский фонтан» (восточный танец) на музыку Бориса Астафьева, «Дон Кихот» (цыганский танец, танец Мерседес) на музыку Лео Делиба, «Каменный цветок» (цыганский танец, уральский хоровод) на музыку Сергея Прокофьева, «Пламя Парижа» (арабский танец, танец басков) на музыку Бориса Астафьева. Если фольклорный танец имеет народную первооснову, то народно-характерный танец представляет собой интерпретацию народного танца.
Народно-характерный танец – это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В XVII – XIX веках термин «характерный танец» служил определением танца в характере, в образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники. Народно-характерный танец обогащается движениями и жестами, характеризующие данный персонаж, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце. С начала XIX века значение термина «народно-характерный танец» стало меняться. Народно-характерным танцем стали называть любой национальный танец в балетном спектакле. Такое значение термина закрепилось доныне. Характерный танец XIX века отличался от народного тем, что имел не самостоятельное, а подчиненное значение. Законы его диктовала оркестровая, затем симфоническая музыка и стилистика спектакля. Народные движения были ограничены определенным количеством пa той или иной национальности.4
Понятием «характерный танец» в XIX веке и начале XX века обозначали театрализованный бытовой танец в характере, как салонный, так и тот танец, который исполнялся на площади.
Подчиняя народную пляску определенному содержанию, народно-характерный танец отбирал наиболее значительные ее особенности и, укрупняя, видоизменяя главное, опускал несущественное. Такой отбор был закономерен. Он позволял передать в танце дух исторических эпох и конкретные обстоятельства действия данного спектакля, черты, свойственные всему народу, и отличительные черты действующего лица. Потому на основе одной и той же народной пляски можно создать несколько мало похожих друг на друга народно-характерных танца.
Место и роль народно-характерного танца в балете то расширялись, то сужались, согласно эстетическим требованиям той или иной эпохи. Он мог быть действенной основой всего спектакля, мог выпадать из действия, сохраняя лишь права вставного номера.
Главной опасностью, которая подстерегала характерный танец с самого начала, была утрата народного содержания и стиля.
С самого начала в народно-характерном танце наметились две тенденции. Одна, основанная на творческой близости к фольклорному первоисточнику, стремящаяся передать его художественную природу, другая – украшательская, стилизаторская. Обе тенденции воздействовали на судьбу русского характерного танца в продолжение всей его дореволюционной истории, безошибочно выдавая общее состояние балетного репертуара того или иного времени.
Во второй половине XIX века народно-характерный танец в балетном спектакле находился на втором плане. В основе своей он имел народный национальный танец, подвергавшийся значительной стилизации, как в рисунке групп, так и в трактовке движений. Подобно классическому танцу, народно-характерный кордебалет располагается то симметрично, то расступаясь в ровном количестве участников по обе стороны сцены.
Он также синхронно варьировал одно и то же движение, создавая из множества участников орнамент или скомпонованную группу. Нередко народно-характерный кордебалет служил фоном для одной, двух или трех пар солистов, отражая в более простых движениях сложный рисунок танца.
Движения народно-характерного танца стилизовались в принципах классики. Сохраняя принадлежность к национальным танцам, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность. Абсолютная выворотность ног классических танцовщиков заменялась здесь относительной выворотностью. Носки ног вытягивались как в классическом танце, руки раскрывались и поднимались в позициях классического танца. Танцы самых непохожих народностей строились на одинаковых движениях pas de basque, battement developpé, battement jeté.
В некоторых случаях народно-характерные танцы вообще принимали форму классических вариаций. При постановке китайских, японских, индийских па балетмейстеры доводили стилизацию до заимствования прыжковой техники классического танца, сохраняя характерность в постановке рук и корпуса.
В конце XIX века был создан exercice народно-характерного танца. В его основе лежал exercice классического танца. Вообще XIX век характерен для русского государства серьезными переменами. В стране развивался капитализм, а вместе с ним появился рабочий класс. Все это находит отражение и в народном творчестве.5
В XX веке народный танец обрёл своё сценическое воплощение как в среде самодеятельного творчества – кружках, студиях, любительских коллективах, так и в среде профессионального искусства – в профессиональных ансамблях народного танца, призванных сохранять, развивать и транслировать образцы народного танцевального искусства.
Интерпретацией народного (бытового) танца в рамках сценического пространства и созданный по законам театрального действия является народно-сценический танец.
Народно-сценический танец – один из видов танца, предназначенный для зрителей и предполагающей создание хореографического образа на сцене. Это вид народного танцы является важной частью художественной традиции и творческой деятельности любого народа. Народно-сценический танец отличается от народного танца тем, что народный танец существует в самой жизни и исполняются в первую очередь «для себя» (т.е. для удовольствия самих танцующих), не нуждаясь в зрительской аудитории, которая необходима для сценического танца. В народно-сценическом танце максимально развиваются образные возможности, присущие всякому танцу, и исполнение его на сцене становится определяющим признаком. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении веков, народно-сценический танец вместе с тем опирался на народный и бытовой, претворяя их в сценические образы.
Народно-сценический танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется её переменам. Каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Народно-сценический танец имеет чёткую функциональную задачу. У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения: испанский, грузинский, белорусский, венгерский, цыганский – каждый по-своему интересен, ярок, самобытен. Тематика и хореографическая лексика народно-сценических танцев, прежде всего, зависит от национального характера, от природных и климатических условий, рода занятий, исторических событий.
На весь мир прославились советские хореографические коллективы народного танца: Государственный академический ансамбль народного танца имени И.А. Моисеева, Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова, Государственный русский народный хор им. М. Пятницкого, Заслуженный Государственный академический ансамбль танца «Березка», Северный русский народный хор, Красноярский Государственный академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко, Государственный ансамбль танца «Казаки России».
Прекрасные танцевальные композиции, созданные на основе народных танцев и составляющие репертуар этих профессиональных коллективов, вошли в золотой фонд мирового танцевального искусства.
Краткая характеристика народных танцев:
грузинского, испанского, белорусского, венгерского
Грузинский народный танец
Развлечения, зрелища и пиршества исконно сопровождались в Грузии танцами, отображающими труд и борьбу народа, его материальный и духовный быт. Грузия имеет богатые танцевальные и музыкальные традиции: по развитию народного творчества, по его популярности она занимает одно из ведущих мест в танцевальном искусстве Кавказа. Грузинская танцевальная культура складывалась под воздействием географических, исторических факторов и экономических условий жизни народа. Грузинские народные танцы так же многообразны, как природа Грузии и быт грузинского народа. Полные грациозности и темперамента грузинские танцы высокохудожественно и реалистически отражают думы и чувства народа.
В сельских местностях развивались танцы, связанные главным образом с различными периодами сельскохозяйственного года. В этих танцах сохранились следы языческого культа, поскольку зародились они в древнейшие времена, когда грузинский народ сопровождал ритуальными обрядами всякое важное событие в своей жизни. Героическая борьба грузинского народа с полчищами врагов, разорявших страну, породила танцы, построенных на военных упражнениях, демонстрирующие ловкость и силу исполнителей.
Танцы в Грузии разделяются на сольные, парные и групповые. Женщины двигаются грациозно, маленькими шажками. Мужчины демонстрируют свою воинственность, которая выражается в быстрых движениях, высоких прыжках и смелых пируэтах. Спина, как у мужчин, так и у женщин, всегда остается прямой и неподвижной.
В Грузии есть такое понятие как «танцевальный диалект». Это значит, что в каждом регионе Грузии своя особая манера исполнения танцев. Так различаются кахетинский, карталинский, рачинский, сванский, мингрельский, имеретинский, гурийский, аджарский, мтиульский танцы и т.д. Не секрет, что каждый танец имеет свою Родину - место, откуда он появился, и где его начали танцевать раньше всех. Что интересно, танцы получившие свое зарождение в горных районах зрительно заметно отличаются от танцев появившихся в районах с равнинной местностью.
Наиболее известными грузинскими танцами являются: «Картули», «Перхули», «Ханджлури», «Парца», «Лекури», «Кинтоури», «Хоруми», «Ачарули», «Мтиулури», «Хевсулури».
Танец «Картули» требует от исполнителей творческой инициативы, особенного мастерства и большой выразительности. Это парный танец отличается строгостью во взаимоотношениях между исполнителями. Юноша беспредельно вежлив по отношению к девушке, не может коснуться не только её руки, но даже одежды, он имеет право лишь любоваться ею издали. Девушка скромна, и только изредка при взгляде на юношу её лицо озаряется нежной улыбкой.
В народном исполнении в танце «Картули» пять фигур, состоящие из выхода юноши и приглашения девушки на танец, парного танца юноши и девушки, танца юноши, танца девушки, и заканчивается всё действием парным танцем и поклонами друг другу.
В каждой фигуре допускается творческая импровизация: рисунок танца может видоизменятся по инициативе исполнителей, главным образом девушки. Во время танца девушка может внезапно менять направление хода, тем самым изменяя рисунок танца, так как юноша должен не отставая, следовать за ней. Если девушка вздумает делать вращение на месте, юноша должен также делать поворот вместе с ней, спиной по ходу вращения.
Построен танец в основном на скользящих движениях: «сада сриала», «укусвла», «гвердзесвла», «ртула», несколько видов «гасмы». Ни прыжков, ни вскакиваний на пальцы у юноши не должно быть.
Музыкальный размер – 6/8. Чаще всего исполняется в сопровождении инструментального ансамбля (дудки, зурны, доли). Классические образцы «Картули» можно встретить в операх «Даиси» и «Абесалом и Этери».
Несмотря на плавность ходов и движений танец исполняется достаточно стремительно. Корпус исполнителей всё время подтянут, что придаёт танцу величественность, подчёркивает благородство движений.6
Мтиулури - танец горцев. Он берет свои истоки в районе Мтиулети. Как и "Хевсулури", "Мтиулури" основан на состязательности. Однако в этом танце соревнование происходит главным образом между двумя группами молодых людей. Это больше походит на прославление ловкости и искусности. Сначала группы состязаются в исполнении сложных движений. Затем идёт танцевальная часть девушек, за которой следуют сольные исполнения виртуозных мужских движений. В конце все исполняют красивый финал. Движения мужчин резки и стремительны, женщин - энергичны и проворны. Темп – быстрый.
Танец живо напоминает праздник в горах, его запоминающаяся мелодия и пульсирующий ритм надолго остаются в памяти.
«Самаиа» - этот танец исполняется тремя женщинами-танцовщицами и первоначально считался языческим. Но сегодня Самаиа - восхваление и прославление Царицы Тамары, которая во многих источниках упоминается как королева Грузии, правившая в XII - XIII веках и бывшая первой женщиной-правительницей в истории Грузии. Сохранилось только четыре фрески с более или менее достоверным изображением Царицы Тамары. Симон Вирсаладзе на основе этих фресок разработал костюм царицы. Три исполнительницы в танце как бы воплощают три образа, три ипостаси Царицы Тамары: молоденькая принцесса, мудрая мать и могущественная правительница. Все эти образы сливаются в одну гармоничную картину. Кроме того, простые, но мягкие и грациозные движения создают атмосферу красоты, славы и могущества, которыми как ореолом было окружено правление Царицы Тамары.
Давлури - танец принадлежит к числу городских танцев, однако в отличие от Кинтоури и Карачокели, он является отражением аристократии. Танец чем-то напоминает Картули. Но движения в Давлури не такие сложные, а «взаимоотношения» в паре мужчина-женщина — менее формальные. Танец исполняется большим количеством пар. Сочетание музыки и колоритных костюмов создают ощущение, что вы попадаете на настоящий праздник городской знати.
Сравнивая грузинские танцы с танцами народов всего Кавказа, можно сказать, что в основе каждого существовала индивидуальная характерная танцевальная лексика. И при визуальной схожести, грузинская танцевальная речь, имеет свой самобытный стиль и характер.
Испанский танец фламенко
Искусство испанского танца фламенко известно с древних времен. Сохранились танцевальные формы, которые встречались в эпоху эллинизма.
Испанские танцы имеют свои отличительные особенности, в зависимости от области, где они появились. И это не удивительно. Ведь каждая область имеет свои исторические корни и специфику.
Испанские танцы, известные во всем мире, так же разнообразны и богаты, как отличаются сами испанцы, проживающие в разных уголках страны, но все же уникальны и узнаваемы, потому что отражают черты народа, сложившиеся веками под влиянием многих исторических событий – знаменитую испанскую гордость, жгучий темперамент, страстность, открытость, уважение к риску и любовь к празднику, наслаждению.
Существуют разнообразные классификации испанских танцев. Выделяют народные, классические, парные и групповые танцы. Не углубляясь в специальные исследования, остановимся на одной из множества классификаций, предложенной Эльзой Брунеллески, согласно которой испанские танцы можно разделить на два типа: испанский классический танец, или болеро, и фламенко. Классические танцы не являются импровизационными, их строго определенный рисунок и устоявшуюся последовательность движений изучают в школах и академиях танца.
Фламенко как целое направление в искусстве, включающее в себя не только танец, но и музыкальные композиции, сопровождаемые песнями.
Ранее фламенко появилось в тесных семейно-соседских кругах, в патио, в пивных, тавернах, при свете луны и свечей. Точной даты возникновения нет, его корни уходят в глубь веков. История этого танцевального искусства испанской культуры, который по началу был довольно закрытым и герметичным овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и представляет собой некое коллективное творение. Фламенко – очень молодое искусство. История которого насчитывает не более двух веков. С тех пор как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии.
Фламенко – это результат слияния на Иберийском полуострове нескольких культур. Корни его уходят в самые разнообразные музыкальные традиции, в том числе индийские, арабские, еврейские, греческие. Семисотлетние арабское завоевание Южной Испании оставило после себя заметный след в музыкальном искусстве. Другие восточные черты фламенко пришли от литургических песнопений небольшой, но значительной еврейской общины средневековой Испании. Но своё окончательное оформление эта музыка получила в среде цыган южной Испании, обосновавшихся в Андалузии в XV веке. Цыгане пришли с территории современного Пакистана в 1400 году, спасаясь от войск Тамерлана.
Танец фламенко, чувственный, страстный, неистовый, захватывает даже непосвящённых в тайны компаса и сапатеадо. Этот вид искусства включает в себя весь спектр человеческих эмоций – от ненависти и отчаяния, до иронии и страсти.
Фламенко имеет сотни разновидностей, которое на сегодняшний день не сколько танец, сколько явление культуры, в последние десятилетия широко распространившиеся во всём мире.
В испанском языке слово «фламенко» имеет несколько значений: фламандский, цыганский, полнокровный, цветущий (о человеке), фламинго... Поэтому одни считают, что название танца происходит от фламандских кантаоров (певцов), чье пение очень славилось в Испании ХV века. Другие – что оно связано с фламинго, потому что многие позиции рук танца сходны с очертаниями этой птицы. Третьи говорят о том, что этимология слова исходит от латинского flamma (огонь), поскольку танец весьма страстный и пламенный. В любом случае, история названия столь же древняя и запутанная, как и история самого танца.
Музыкальной и эмоциональной основой фламенко является канте хондо (cante jondo – глубинное пение) – древнее андалузское пение. Ничто не сравнится с красотой и проникновенностью этих нежных и в большинстве своем грустных песен. Канте хондо – это истинное искусство выражения внутреннего состояния, глубинного переживания. Фламенко исполняют как женщины, так и мужчины, но в массовом сознании это искусство, прежде всего, ассоциируется с образом танцовщицы – байлаоры.
Наиболее известные стили фламенко – алегриас, булериас, булерия, кантиньяc, канья, поло, тангос, фанданго, фандангос, трильера, фарукка, дебла, робера, тона, ливиана, серрана.
Характерной чертой танца фламенко традиционно считается "сапатеадо" - отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка или туфли по полу. Тем не менее, в начале существования танца фламенко, сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Так как такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные движения рук, запястий и плеч.
Сейчас различие между женским и мужским танцем не так ярко, хотя движения рук, гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщины. Движения рук танцовщицы волнообразные, "ласкающие" и даже чувственные. Линии рук мягкие, ни локти ни плечи не ломают плавный изгиб. Движения кистей необычайно подвижные, их сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером. Особую роль в танце играет движение «флорео» – это поворот кисти с ее раскрытием, такое движение напоминает распускающийся цветок.
Помимо сапатеадо танцовщицы используют "питос" (прищелкивания пальцами), "пальмас" (ритмичные хлопки скрещенными ладонями), которые часто звучат в ритме, в два раза превышающем основной ритм песни. В традиционном фламенко руки не должны быть заняты никакими предметами и должны быть свободными для движений во время танца.
Важный элемент образа байлаоры - традиционное платье до пола различных цветов, называемое "bata de cola". Часто платье шьётся из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья.
Также для исполнения танца женщине необходим платок или шаль с бахромой, цветки в волосы, гребни, бусы и крупные серьги, которые должны по цветовому решению сочетаться с платьем. Также в качестве атрибута в танце используются веера, как правило, большие. Существуют специальные веера для фламенко.
Фламенко очень знаменит шалями, которые во время танца активно использует партнерша, закручивая шаль вокруг себя и образуя красивый силуэт. Настоящие шали для танца должны быть выполнены из шелка и вышиты вручную.
Туфли для фламенко играют большую роль, так как являются главным «ударным инструментом», поэтому каблук и носок подбиты специальной металлической пластиной, иногда просто гвоздиками. Обувь для фламенко изготавливается специальная, каблук не более 7 см, достаточно устойчивый. Туфли чаще всего из натуральной кожи, реже из замши.
Белорусский народный танец
Особенности белорусского танцевального искусства складывались в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (XIV—XVI вв.), корнями своими уходящей в недра древней общерусской культуры. В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.
Основы белорусского танца зародились в эпоху древнерусского Киевского государства, на почве которого развились и сформировались три народа - русский, украинский и белорусский. Корни же этого «славянского древа» уходят еще дальше - во времена освоения территории Белоруссии восточнославянскими племенами - дреговичами, кривичами, радимичами, потомки которых явились этническим ядром будущего народа, рожденные еще в древности, явились основой хореографического искусства, дальнейшая эволюция которого шла параллельно с развитием белорусской народности и образования нации.
Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни, чтобы в нем не находилось места - танцам. И хотя танцевальные элементы не всегда приобретали законченную форму, они, как правило, были ярки в художественном отношении и оказали немалое влияние на дальнейшее развитие народной хореографии. В белорусском танце может быть обнаружено общее с танцами других народов, в первую очередь с русским и украинским, и это не нарушает его этнического своеобразия.
Некоторые из древних обрядовых действ дошли даже до нашего века. Белорусские танцы подразделяются на несколько групп – танцы раскрывающие характер народа («Кола», «Галубец», «Крыжачок», «Подушечка»); отображающие трудовые процессы и бытовые явления («Лянок», «Бульба», «Веялка», «Цапы», «Канапельки»); танцы отображающие явления природы («Вихорь» «Чарот», «Реченька»); шуточные танцы («Казачок», «Юрачка», «Гняваш», «Микита»); обыгрывающие черты характера человека, танцы изображающие птиц, зверей, домашних животных и подражающие их явлением («Бычок», «Журавель», «Заяц», «Лиса», «Лось», «Курачка», «Гусачок», «Чыжык», «Кабыла)».7
Музыкальную структуру традиционных танцев отличает прежде всего размер 2/4, хотя встречаются и другие размеры, квадратность построения мелодии. Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же ладово-интонационную основу, что и хороводная песня, ибо является как бы переводом вокальной мелодии на язык инструментов, сопровождающих танец. Это еще раз подтверждает самую тесную генетическую связь танцевального жанра с хороводным, да и короткие песни, которыми сопровождается часто исполнение танцев в быту, - это в большинстве случаев укороченные тексты хороводных песен.
Инструментальное сопровождение танцев менялось со временем. В старину особенным почетом и уважением пользовались дудари. Наряду с дудой танцам аккомпанировали скрипка, цимбалы, которые часто изготавливали сами деревенские музыканты, и бубен, способный творить чудеса в руках настоящего мастера.
К наиболее известным белорусским народным танца можно отнести следующие: «Крыжачок», «Лявониха», «Юрочка», «Полька-Янка», «Чарот», «Чобаты, «Лянок», «Бульба», «Кола», «Лынок», «Бычок», «Касцы», «Казыры».
Как и многие другие народные танцы, танец «Бульба» пришел к нам из глубины столетий. Народный танец – это такой вид искусства, в котором история народа, его будни и праздники запечатлены в ярких художественных образах. Так и танец «Бульба» помогает зрителю составить впечатление о менталитете белорусского народа, его характере.
«Бульба» по-белорусски означает «картошка». Известно, что Беларусь – это страна, где основной сельскохозяйственной деятельностью является выращивание картофеля. Танец «Бульба» показывает зрителю трудовой процесс, связанный с посадкой, обработкой и выкапыванием картошки.
Возникнув в седой глубине веков, «Бульба» и сейчас необыкновенно популярен. В основном белорусские танцы являются массовыми, парными. Это также характеризует нацию как исключительно доброжелательную, общительную и добродушную. В классическом танце «Бульба» участвуют одни девушки. Очевидно, исторически молодые люди были заняты в этот момент более важными делами. Зато девушки имеют возможность продемонстрировать и свое трудолюбие, и свой беззаботный нрав, и свое танцевальное искусство. Танец «Бульба» – это прекрасный пример того, как можно с легкостью и весельем относиться к утомительной работе, и как можно после нелегкого труда расслабиться в озорной и задорной пляске.
Музыкальный размер танца - 2/4. Танцу свойственен четкий, точно установленный рисунок. Танцевальные пары бесчисленными комбинациями создают сложные узоры, схожие на цветочный орнамент. Танцовщицы то сходятся в большой круг, то разбиваются на несколько маленьких, то выстраиваются в колоны, затем перестраиваются в шеренги – нет числа комбинациям и рисункам, которые можно создавать в танце «Бульба».
Для белорусского танца «Бульба» характерны притопы, бег с прыжком, галоп, «веревочки», переступания, движение «полечка» и другие.
Для танца «Бульба» характерной является легкость, живость, стремительность. В озорном танце ощущается и бескрайнее поле, и ласковое солнце, и невесомый ветерок. Танцевать «Бульбу» гораздо легче, чем бульбу сажать.
Чарот - прибрежная трава-камыш. В танце «Чарот» воспевается природа, художественными танцевальными средствами имитируются постоянное покачивание чарота от малейшего дуновения ветра, сильного порыва в бурю. Танец состоит из чередования медленной и быстрой частей. В медленной части исполнители, не нарушая белорусского орнаментального рисунка, плавно движутся, изображая спокойное покачивание чарота. В быстрой части, более живой и темпераментной, имитируется оживление природы при внезапной перемене погоды, усилении ветра.
Музыкальное сопровождение каждой фигуры соответствует характеру ее исполнения. Композиция танца полностью зависит от творческой фантазии балетмейстера-постановщика. Существует несколько вариантов постановки танца, в одних исполнители — только девушки, в других — девушки и юноши, характер танца при этом не меняется.
«Чарот» приобрел широкую известность в Белоруссии.
Венгерский народный танец
Музыкально-песенное и танцевальное искусство венгерского народа имеет свои древние традиции. Лучшие его образцы давно стали достоянием мировой музыкально-театральной культуры.
Популярности венгерских танцев немало способствовали выдающиеся композиторы, такие как Франц (Ференс) Лист, Франц Шуберт, Иоганнес Брамс, Бела Барток и Золтан Кодай.
Венгерская танцевальная музыка необычайно напевна, мелодична и вместе с тем темпераментно зажигательна. Обычно мелодии венгерских танцев делятся на две части: первая — широкая, мелодичная, вторая — быстрая, темпераментная. Для венгерских народных мелодий характерен музыкальный размер 2/4 и 4/4. Венгерский танец с давних времен связан с песней. Сведения о первых венгерских песнях, танцах, о народных музыкантах относятся еще к десятому веку. Содержанием старинных крестьянских песен были повседневная жизнь, исторические события. Песня подсказывала сюжет танцу, помогала отыскивать движения, пластические краски. Она же давала широкий простор для импровизации. Венгерский песенно-танцевальный фольклор необычайно богат и разнообразен. Широк круг его тем и сюжетов. По обрядовым, игровым, военным, трудовым и календарно-праздничным танцам мы можем судить о жизни, быте, характере народа.
Венгерские танцы подразделяются на мужские, женские и смешанные, то есть парные и парно-массовые. Различна пластика мужского и женского танца.
Мужские танцы технически более сложны, в них много трудных синкопированных движений, быстрых, сложных хлопушек, прыжков. Несмотря на темпераментность ритмов, быстроту темпов, венгры исполняют свои танцы собранно, подтянуто. Корпусу и всему облику танцоров свойственна горделивость, и только ноги, как метко говорят в народе, «ходят веретеном».
Женские танцы более спокойные, сдержанные, и темперамент в них скрытый, внутренний. Женским танцам свойственны повороты корпуса то правым, то левым бедром вперед. Это движение приобретает своеобразный характер благодаря множеству юбок, характерных для костюма венгерских женщин. Красив и сложен по рисунку парно-массовый венгерский танец. В нем преобладают вращательные движения.
Вращаются в парах, вращаются девушки, держась за руку юноши, поднятую вверх. Есть в парном танце элементы поддержки: парни поднимают девушек и переносят их из стороны в сторону. Обобщенно-художественное и вместе с тем точное представление об основных чертах венгерской народной хореографии дает парный танец «чардаш».
Женские венгерские танцы исключительно групповые. К ним относятся танцы с бутылками и с подушками, свадебные танцы со свечами. Эти танцы спокойные, небыстрые.8
Венгры по праву гордятся своими народными танцами, пронизанными южным горячим солнцем, что и отражается в их темпераменте. Чардаш – один из наиболее популярных венгерских танцев, известный далеко за пределами Венгрии.
Ча́рдаш (венг. csárdás) — традиционный венгерский народный танец. Название происходит от венг. csárda — постоялый двор, трактир.
Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия.
О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано в венгерским музыкальным стилем вербункошем (от нем. werbung — вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков.
Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лассу), завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Существуют также и другие вариации темпа: csárdás, sűrű csárdás и szökős csárdás. Музыкальный размер - 2/4 или - 4/4.
Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.
В каждом регионе Венгрии существует свой вариант чардаша. Чардаши бывают:
-
мужские;
-
женские;
-
смешанные;
-
на одну пару;
-
на несколько пар.
Танец с бутылочками возник из обычая венгерских женщин и девушек носить корзины, узелки и бутылки, доверху наполненные красным искрящимся вином на голове. Многие исследователи считают, что этот танец связан с бытом, отражает гордый и независимый характер венгерской женщины. Возник он в тяжёлую для венгерского крестьянства пору. Далеко от дома работал на барщине кормилец семьи. Жена достовляла ему еду, отправляясь с ребёнком на руках в дальний путь. Корзину с едой она привязывала за спину, а бутылку с питьём, чтобы не плескалась, несла на голове. Проходя мимо барской усадьбы, женщина выпрямлялась и гордо шествовала, не желая показывать, что ей трудно идти в жару с такой тяжёлой и неудобной ношей.
В музыке танца с бутылочками с начала до конца проходит одна мелодия; иногда исполнительницы сопровождают танец пением. Танец не имеет канонизированной формы построения и может изменяться по желанию балетмейстера. Музыкальный размер – 3/4. Темп медленный. Обычно танец исполняют чётное количество девушек. Руки в танце лежат ладонями сбоку на талии.
Чаще всего этот танец можно увидеть в исполнении 6 девушек. В танце присутствуют следующие рисунки: «воротца», «шен», «до за до», линия. Колонна. Весь танец бутылочки находятся на голове у исполнительниц, и лишь к концу номера они снимают с головы бутылочки и ставят их перед собой на пол.
Красив и декоративен свадебный танец со свечами. Особенно вдохновенно его исполняют в местечке Эчер, недалеко от Будапешта. Танец со свечами относится к старинным танцам. В прошлые времена он венчал свадебный праздник. Все гости брались за руки, держа в правой руке зажжённую свечу, и девять раз, танцуя, обходили молодожёнов.
Среди венгерских женских танцев встречаются хороводы. В таких хороводах среди движений могут исполнятся перекрестный ход; ход с каблука; ход по кругу, двигаясь лицом вперёд и назад, спиной по направлению движения; ключи венгерского танца «Чардыш»; вращения типа soutenu; винтообразные повороты и боковые шаги. Венгерские женские хороводы имеют различные построения рисунков и не являются каноническими.
1 Гоголь Н.В. Петербургские записки // Полное собр.соч. 1901. Т. 11. С. 155-160.
2 Энциклопедия Балет. – М., 1981. – С. 368.
3 Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. - СПб., 2006. - С. 9-10.
4 Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. - СПб., 2006. - С. 28-30.
5 Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. - СПб., 2006. - С. 40-43.
6 Ткаченоко Т.С. Народный танец. - 1954. - С. 217-220.
7 Ткаченоко Т.С. Народный танец. - 1954. - С. 125-127.
8 Ткаченко Т.С. Народные танцы. – М. 1975. - С. 61-73.